Отдыхаем и развиваемся

Развиваем память

Развитие памяти зависит не только от врожденной способности. Если ребенку интересно на занятиях, то и проблем запомнить материал особых не будет. Такое запоминание называется произвольным.  Но такая память может оправдать себя только в начальных классах, пока объем запоминаемого материала не так велик.

Уже в 3 — 4 классах этого способа не достаточно и начинаются проблемы, если ребенок не овладел приемом осмысленного материала. Очень важно понимать то, что запоминаешь. Программа усложняется и запоминать с помощью механического повторения становится очень трудно, особенно если еще и материал не интересен И тогда необходимо помочь ребенку развить познавательную мотивацию.

Знание только тогда становится знанием, если материал осмыслен и понят.

Есть много различных приемов запоминания.

В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов организации запоминаемого материала:

  1. Группировка,

  2. Выделение опорных пунктов,

  3. Составление плана,

  4. Классификация,

  5. Структурирование,

  6. Схематизация,

  7. Установление аналогий,

  8. Мнемотехнические приемы,

  9. Перекодирование,

  10. Достраивание запоминаемого материала,

  11. Серийная организация,

  12. Ассоциации,

  13. Повторение.

Целесообразно сообщать детям информацию о различных приемах запоминания и помогать в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка. Но легче всего детям разного возраста освоить эти приемы в виде игры.

Игры для развития памяти.

Игра «Города-реки»

Настольная игра, способствующая развитию памяти, логики и мышления ребенка, что особенно полезно для школьников младших классов школы.

Описание игры

В игре может участвовать любое количество игроков. Всем раздают листки бумаги и ручки. Листок делится на шесть колонок под названиями: «Город», «Река», «Животное», «Растение», «Имя» и «ОЧКИ».

По сигналу один из играющих (ведущий) начинает произносить про себя алфавит – кто-нибудь останавливает его, и он называет букву, на которой  остановился. Все быстро начинают заполнять колонки словами на эту букву.  Как только один из игроков заполнит все колонки, он кричит «Стоп», все останавливаются и начинают подсчитывать очки. Кто первый заполнил колонки, зачитывает свои слова – за каждое название, которое ни у кого  не встретилось ставиться 20 очков; если совпало, то очки делятся между игроками поровну. Если у кого-то слова вообще не оказалось, то 10 баллов записываются ведущему, а остальные 10 делят игроки, у которых есть слово в этой колонке.

Выигрывает тот, у кого больше всего очков по итогам игры.

Правила игры

  1. Всем раздают листки бумаги и ручки

  2. Листок делится на шесть колонок под названиями: «Город», «Река», «Животное», «Растение», «Имя» и «ОЧКИ»

  3. По сигналу ведущий начинает произносить про себя алфавит

  4. Его останавливают, и он называет букву, на которой остановился

  5. Все быстро заполняют колонки словами на выбранную букву

  6. Тот, кто заполнил все колонки кричит «Стоп», все прекращают писать и начинают подсчитывать очки

  7. Первый заполнивший все колонки читает свои слова

  8. За каждое название, которое ни у кого не встретилось ставиться 20 очков

  9. При совпадении слов – очки делятся между этими игроками поровну

  10. Если у кого-то слова вообще не оказалось, то 10 баллов записываются ведущему, а остальные 10 делят игроки, у которых есть слово в этой колонке

  11. Выигрывает, набравший по итогам игры наибольшее количество очков

Примечание.

  • Играть можно пока не будет перебран весь алфавит.

  • Можно придумать любые другие названия колонок

Игра «Повтори-ка»

Познавательная игра на развитие у детей памяти и внимательности. Отлично подойдет для всех школьников, но особенно полезна для детей младших классов школы.

Описание игры.

Количество играющих не ограничено. Выбирается тема игры, например «Дикие животные».

Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва. Следующий повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр».  Третий повторяет «лев, тигр» и прибавляет «носорог». Каждый следующий игрок, перечислив всех ранее названных животных, добавляет от себя ещё одно название.

После достижения последнего игрока — эстафета продолжается с первого игрока и так по кругу, пока не останется один победивший.

Тот,  кто не сможет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит судья – воспитатель, учитель) — выбывает из игры.

Правила игры.

  1. Выбирается тема игры, например «Дикие животные»

  2. Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва

  3. Второй повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр»

  4. Третий игрок — лев, тигр, и прибавляет «носорог» и т. д.

  5. Тот, кто не сможет повторить всех животных или перепутает их порядок – выбывает из игры

Примечание.

По желанию играющих слова можно подбирать на любые темы, например: домашние животные, птицы, цветы, города и т.д.

Игра «Я знаю пять имен».

Игра на развитие памяти школьников (детей младших классов школы). Память — это основной навык, который необходим для обучения в школе, поэтому игры на развитие памяти особенно полезны для детей этого возраста.

Описание игры.

Дети подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.):  Слава – раз, Петя – два, Миша – три, Гена – четыре, Ваня — пять». Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название). Если игрок  делает большую паузу, долго думает или произносит уже названное имя, то мяч передается другому игроку.

Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

Правила игры.

  1. Участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.)

  2. Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название)

  3. Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику

  4. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся

Примечание.

Количество названий можно менять.

Очень полезная игра » Кольца памяти»:

Очень полезная игра на развитие памяти...

 

В статье использован материал сайта  » Растим победителя.»

 

Если Вам понравилось, поделитесь с друзьями.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Tags: , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *