Что вы предпочитаете, чтобы ваш ребенок безупречно слушался и боялся вас, или уважал и доверял вам?
Все чаще мы слышим: наш ребенок » гиперактивный.»
Но не торопитесь с выводами.
Главные признаки проявления гиперактивности это импульсивность, неусидчивость и дефицит активного внимания. Повышенная возбудимость ребенка мешает ему быть внимательным и последовательным в своих действиях. Ему трудно закончить начатую работу. Часто ему хочется разрушить то, что сделал. Трудно уговорить его убрать, разбросанные им, игрушки. Принимая участие в организованных играх, он отказывается следовать определенным правилам. Не спорю, очень трудно общаться с гиперактивным ребенком.
Но если вы увидите своего ребенка способного подолгу апатично сидеть или лежать без дела, то наверняка забеспокоитесь, здоров ли он, не случилось ли чего-нибудь…
Главная ошибка взрослых в общении с легко возбудимым ребенком — это постоянное одергивание, крик, приказание немедленно прекратить его действия, наказание, попытки заставить его следовать определенным правилам, ставить перед ним границы… А что же делать?..
Прежде всего необходимо снять напряжение; следуя за его интересом, соглашаясь с ним, переключать его внимание на более спокойный вид деятельности.
Гиперактивные дети, прежде всего, испытывают недостаток эмоционального внимания, страх, что они не смогут выполнить правильно задание и получат осуждение. Получив контакт и внимание, они легко переключаются, если вы оставляете за ними право выбора и возможность привнести что-то свое. Они должны чувствовать, что они интересны.
В конце дня в садике, в школе, даже обычный, уравновешенный ребенок устает и испытывает перевозбуждение или вялость. У гиперактивного ребенка это может перейти в агрессию, в протест… им трудно наравне с другими детьми участвовать в учебном процессе и они начинают протестовать, мешать другим…
Одно время я работала в школе, в начальных классах, вела урок » Творческого развития.» Это был единственный предмет, на котором не ставили отметок. Дети чувствовали себя свободно и комфортно. Обычно я использовала тихую музыку.
На одном из уроков мы должны были рисовать красками. Урок был последним. Все быстро взяли в шкафу свои краски и сели на свои места. Глеб не обнаружил своей коробки , видимо кто-то перепутал, стал протестовать. » Я не знаю где мои краски, мои краски кто-то взял. Я не буду рисовать…» Все это он демонстрировал очень активно. Мы с ребятами помогли ему найти. » Все равно не буду рисовать, там не хватает одной краски…» и сел в дальний угол комнаты.
Я согласилась: » Хорошо посиди там и просто послушай музыку пока ребята рисуют.» Я дала детям задание и включила тихую красивую мелодию. Глеб успокоился и чувствовалось, что он хотел присоединиться, но чувство противоречия мешало ему. Я подошла к нему, обняла и предложила сесть за стол. » Хорошо, я буду рисовать, но не сяду за стол, буду рисовать на подоконнике.» — » Ну что же, давай тогда поставим туда стул, чтобы тебе было удобней.» » И я не буду рисовать тем цветом, какой краски у меня не хватает.» » Конечно, как можно рисовать тем, чего нет.» » Только мой рисунок будет очень грустным, потому что у меня такое настроение.» » Замечательно! Даже великие художники писали грустные картины, когда им было грустно, и они были прекрасными! Грустное тоже бывает красивым.»
И Глеб стал с удовольствием рисовать. Он нарисовал два рисунка и рассказал ребятам, что он хотел передать красками. Проблема растворилась и ребенок с легким сердцем и довольный ушел домой… А могло бы быть и иначе…
Любите своего ребенка таким, какой он есть и ему будет легче справиться со своим возбуждением.
Я буду рада, если вы поделитесь своими наблюдениями или своим опытом.
Если ваш ребенок легко возбуждается и плохо засыпает включите ему музыку для сна: