Как быть, если ребенок другой…

 

Каждый ребенок — художник.

Любая линия, нанесенная рукой человека, несет состояние. Что видишь? Что чувствуешь?

Давая ребенку конкретное задание, мы изначально ждем от него конкретного результата. Далеко не всегда и не каждый ребенок, и не с такой скоростью, как бы мы хотели, может нам его дать. Отсюда — неудовлетворение у воспитателя (учителя), у ребенка, у родителей. Следовательно плохая оценка, испорченное настроение, неуверенность у ребенка, и нежелание продолжать занятия, уход в себя, низкая самооценка, подавленность или, наоборот, чрезмерная активность, которая не управляема (если ребенку важно быть замеченным).

И все из-за того, что ребенок не выдал того результата, который от него ждали взрослые.    А что творится в его душе, кому это интересно?

Ко мне на занятия привели мальчика. В группе, со слов воспитателя, на занятиях у него ничего не получалось. Он стал отказываться выполнять любые задания, даже дома на предложение просто порисовать, отвечал:»Не могу, у меня не получится».

Он стоит в дверях, упирается. Я приглашаю его пройти. «Я ничего делать не буду. Я не умею.»  Я спокойно отвечаю:»Ну и что, ты же еще маленький (4,5 года), мы взрослые и то еще много чего не умеем. Иди, мы просто посмотрим на эти фигурки и поиграем.» Подходит к столу, смотрит на яркие геометрические фигурки, вырезанные из цветной бумаги.  «Нравится? Поиграй ими, как тебе хочется. Можешь сложить что-нибудь на листочке.»  «Да, нравится. » Берет в руки, рассматривает. Я даю чистый лист бумаги.  » А можно я их так приклею?» —  » Можно.»  Мое сердце сжалось от боли, когда я увидела, как он брал яркие, красивые фигурки, переворачивал их на белую сторону и выкладывал  их в ряд на белый лист сверху.

Да, ему понравились эти красивые яркие фигурки, но он их боится, он боится с ними взаимодействовать, но хочет.  Он боится результата… А пока он может только так, осторожно приклеивая квадратики рядом, белой стороной вверх. Так не видно результата, он есть и, как будт0 бы и нет. Так спокойнее. Рассматривает все фигурки, но приклеивает только квадратики. Спрашиваю его:  » А что это у тебя получается?»   — » Ничего, просто так.»  Ну что же, пусть будет просто так. Ведь бывает же что-нибудь просто так.

А я рядом на своем листке выкладываю из таких же фигурок домик. Беру квадратик один, другой и хочу взять еще один такого же цвета, но не нахожу.  Я обращаюсь к Артему: «Ой, больше нет такого квадратика, что мне делать? Помоги мне». Он смотрит на меня удивленно. (Учитель не знает, что делать, спрашивает у него.)  И, вдруг, он радостно начинает искать в коробке то, что нужно. Есть квадратики, но другого цвета, а такого цвета, как нужно мне, только треугольники. Начинает пробовать, прикладывать, примерять. И вдруг… получилось!  Два треугольника нужного мне цвета легли на место квадратика.  » Молодец! Спасибо! Как ты здорово придумал!  А теперь давай попробуем из разноцветных треугольников сделать крышу».   Он включился в процесс и начал помогать мне собирать крышу.  Это не я ему, это он мне помогал.  А я опять спрашиваю: » А что если мы вообще сделаем большой красивый дворец из одних только треугольников, а? Давай?» — » Давайте». Он радостно начал собирать, но не на своем, а на моем листе. Так спокойнее.

Дворец получился прекрасный.   Я поставила перед ним коробку с цветными обрезками бумаги и предложила найти там что-нибудь похожее на дерево. Ведь рядом с дворцом должен быть сад. Он с удовольствием перебирал фигурки, рассматривал, искал похожее на дерево. Прикладывал, смотрел. Одно дерево он сделал из тонкой полоски коричневого цвета — ствол, и сверху положил зеленый кружочек — крона. Потом стал делать второе, ведь в саду много деревьев. Взял еще одну полоску для ствола, а потом спросил: » А можно мне отсюда отрезать изогнутую для веток?»   —  » Ну конечно. Делай как ты видишь.»  Вдруг он радостно вскрикнул:  » Во, смотрите, на птицу похоже!» —  Он держал в руках обрезок из синей бумаги, действительно, похожий на птицу с раскрытыми крыльями. Он посадил ее на дерево.  » Нет, пусть она лучше летит.»  Спрашиваю: » А почему она к дереву летит?» — «А на нем цветы красивые, она хочет посмотреть.»  И начинает искать, из чего бы сделать цветы.  «Нет, там яблоки растут.» И приклеивает на дерево разноцветные кружочки — яблоки.  » А это туча синяя, сейчас дождь пойдет.»  Приклеивает тучу и разноцветные капельки — дождь.  » Ой, какой красивый дождь — говорю я, — и совсем не хочется от него убегать. Под таким дождем обязательно должны красивые цветы вырасти.»  Я показываю ему как можно из этих же капелек- дождя и кружочков-яблок, сделать цветок.

» Очень красивая картинка получилась. Возьми ее с собой. Ты мне помог такой красивый дворец построить, и деревья сам придумал как можно сделать. И даже птица к тебе прилетела. Спасибо тебе! Просто замечательно все получилось. Молодец! А говоришь, что ничего не умеешь. В следующий раз мы  с тобой еще что-нибудь придумаем. Придешь?» —  «Да, а когда приходить?»

На следующее занятие занятие он уже прибежал радостный, и сразу спросил: » А что мы будем делать?» — «А что бы ты хотел?» — «Пароход.» — «Замечательно. Попробуй найти среди этих обрезков фигурку, похожую на пароход.» Стал рассматривать обрезки цветной бумаги. «Нет, здесь нет парохода. Это у меня пушка будет.  А это на что похоже?» — «А ты, как считаешь?» — Это собака, наверное, а куда ее приклеить? Пусть она по этой дороге бежит.» Берет изогнутую полоску, кладет ее на чистый лист бумаги и ставит собаку на эту дорожку.  «А это дерево такое, она в лес побежала…»  И рождается сказка, замечательная сказка, хотя про пароход уже забыл, ведь дети очень быстро переключаются, для них важен сам творческий процесс.

Какой молодец! Сегодня ты самостоятельно выполнил всю работу. Ты дома сможешь рассказать эту сказку?» — «Да.»

Я предложила ему посмотреть на карточку, где была изображена несложная композиция из геометрических фигур, выполненная из цветной бумаги. «Какие это фигурки, можешь их назвать?»- Он стал называть — все правильно. «А какого цвета?» — Споткнулся только один раз. «Молодец. Посмотри в коробку, там есть такие же фигурки?» — «Есть.» — «А если я уберу карточку, ты сможешь повторить ее?» — «Не знаю.» — «А ты попробуй. Посмотри внимательно, сфотографируй глазками, закрой их и попробуй представить.» Смотрит внимательно, закрывает глаза: «Смогу.» Я убираю карточку. Артем, пока еще не очень уверенно, ищет нужные фигурки. Трудно было выдержать нужное расстояние между ними. Наконец положил последнюю и посмотрел на меня. Я снова показала ему карточку и предложила сравнить, так ли он сделал, как у меня. Он сразу заметил, что у него треугольник синего цвета, а на карточке зеленый. Я похвалила его за внимательность. «А больше ничего не замечаешь?»- Кружок у него был меньшего размера, чем у меня, но он не заметил. Но для первого раза это было очень даже не плохо.  Я предложила ему переделать композицию,  чтобы было так, как бы он хотел. Артем опять растерялся. «Попробуй подвигай фигурки, как тебе хочется.» Он стал неуверенно передвигать их, не очень понимая, зачем это нужно. «Ну смотри, у тебя уже получается что-то интересное. Что же это?» Он оживился. Стал смелее перемещать фигурки. «Это машина, а это у нее груз наверху лежит.» — «Очень хорошо! А что еще можно сделать из этих фигурок?» Он опять стал перемещать их, уже более уверенно. «Это мост, по нему люди ходят.» — «Замечательно. Видишь, сколько разных картинок можно сделать из одних и тех же фигурок. Молодец.»

Я его поблагодарила за то, что мне с ним было очень интересно заниматься. Он ушел счастливый, унося выполненные работы.

На следующее занятие Артем пришел вместе с другими ребятами. Он больше не боялся отвечать на вопросы, с удовольствием  рассказывал, что изображено у него на картинке. Даже если ошибка, ну и что? Ведь взрослые  тоже иногда ошибаются. «Давай вместе попробуем нарисовать эту грушу по точкам, ты свою, а я свою… Смотри, как у тебя хорошо получилось, только вот здесь у тебя карандашик убежал немножко в сторону, а у меня здесь заехал дальше, чем надо. Давай еще попробуем сливы нарисовать.»

А на следующих занятиях Артем сам попросил: «А давайте я еще что-нибудь сделаю.»

Всего три занятия, и ребенок ожил. Воспитательница сказала, что Артем и на занятиях в группе стал более свободный. Начал лучше запоминать текст, не боится отвечать на вопросы, больше деталей замечает на картинках при пересказе. И на музыкальных занятиях стал проявлять себя с радостью.

Чудеса случаются, только надо помочь им случится.

P.S.  Статья участвовала в конкурсе » Моя Победа» в журнале » Live and Learn»  http://live-and-learn.ru/CHudesam-nado-pomoch-sluchitsya-statya-na-konkurs.html

Если Вам понравилось, поделитесь с друзьями.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Tags: ,

4 Responses to Как быть, если ребенок другой…

  • Владислав:

    Интересный материал, есть над чем подумать. Спасибо

  • Очень интересная статья. Да, самое главное уметь найти подход к ребенку. Не у всех это получается, а кто-то даже и не пытается.

    • Самое главное, пожалуй, просто предоставить ребенку возможность проявить себя и поддержать. Пусть даже это будет совсем не то, что мы от него ожидаем.

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *